Применение Flash-технологий на уроках информатики

Использование Flash-технологий в обучении

Технология Flash в последнее время сильно набрала популярность в областях отличных от WEB-дизайна, и, часто не имеющих к WEB вообще никакого отношения. Одна из таких областей – разработка учебных пособий и демонстраций.

Естественно, первое, что приходит на ум – обучение самой технологии Flash на уроках информатики. Учебных пособий по Flash на сегодняшний день выпущено немало, и руководствуясь ими можно провести полезный и, главное, интересный факультативный курс. Но можно использовать Flash и как эффективное средство разработки учебных пособий и презентаций.

Сначала несколько слов об особенностях технологии Flash, которые позволяют рекомендовать её в качестве инструмента оформления учебных материалов.

Технология Flash, прежде всего, – это технология векторной анимации. Такой подход даёт большие преимущества перед традиционной покадровой анимации (avi, mpeg). Векторная графика – чистое математическое описание каждого объекта на экране, в отличие от растровой графики, (которая представляет собой, в простейшем, не сжатом виде, массив из точек разного цвета) очень нетребовательна к ресурсам для воспроизведения, занимает очень мало места, не искажается при масштабировании и поворотах. Анимация выполняется не в каждом кадре, а только в ключевых. Недостающие кадры не хранятся непосредственно в файле, а дорисовываются компьютером по заранее заданному закону. Это позволяет достичь невероятно малого размера результирующих файлов. Кроме того, фирма Macromedia (или сторонние производители) выпускает программные проигрыватели *.swf файлов почти для всех известных платформ и операционных систем.

В отличие от традиционных векторных редакторов и форматов векторной графики, Flash изначально ориентирован на экранный просмотр, а не на печать (сглаженные линии, округлый текст, плавные цветовые переходы). И это приближает качество картинки к фотографическому. Но главные козыри у Flash скрыты от глаз, просматривающих Flash-ролики.

Это собственный язык программирования. Этот язык – фирменная разработка Macromedia и носит название Action Script. Хотя язык скриптовый, он вполне объектно-ориентирован и поддерживает почти все нововведения объектно-ориентированного подхода. Из этого языка можно управлять любым элементом ролика и менять любые его свойства. Следствием внедрения в ролики языка программирования стала интерактивность, т.е. возможность ролика меняться в зависимости от действий пользователя.

Итак, прейдём к использованию Flash в создании учебных материалов по различным предметам, отличным от информатики.

В математике Flash целесообразно использовать в исследовании функций. На уроках, посвящённых исследованию функций учителю, как правило, приходится рисовать на доске множество различных графиков и дополнительных построений к ним. Это занимает много времени и достаточно утомительно. Применение Flash в таких случаях экономит время на уроке. Векторный подход к рисованию может повысить точность изображения (графики функций, касательные, криволинейные площади и пр.). Повысить наглядность позволяет анимация. В нужное время масштабируемый и динамично прорисовывающийся график гораздо наглядней статичной картинки на доске. При помощи интерактивности и Action Script появляется возможность варьировать параметры кривых и других элементов чертежа.

Трудно переоценить преимущества векторной графики в занятиях геометрией. Снова экономится время за счёт готовых чертежей, демонстрируемых с компьютера. Анимация особенно пригодиться при изучении преобразований, в стереометрии. Решение задач построения становится на порядок нагляднее.

Физика. Вот где наглядность Flash, наверное, проявляется в полной мере. Иллюстрацию к любому динамическому процессу в физике можно создать, используя Flash. Используя достаточно развитые средства рисования и анимации можно создавать достаточно сложные ролики. Хотя это всё возможно при помощи и других средств, не Flash. Но не стоит забывать об Action Script. Именно использование языка программирования поднимает презентаций по физике на качественно новый уровень. Как правило, большинство демонстраций в физике связано с координатами, рассчитываемыми по определённым законам. Action Script имеет богатый математический аппарат для описания таких законов, и возможность изменять координаты объектов на экране. Теперь тело, двигающееся под углом к горизонту, летит не по кривой, нарисованной от руки, а по той траектории, которая была бы на самом деле. Добавьте сюда возможность изменять параметры прямо по ходу демонстрации и получим полностью смоделированный и подконтрольный эксперимент. Даже время не останется неизменным. Есть возможность замедлять, ускорять, или вообще останавливать проигрывание ролика.

Можно привести ещё массу примеров использования Flash в физике. Но и в остальных предметах найдётся место для применения этой прогрессивной технологии. В географии – анимированные карты; в химии – иллюстрации процессов на молекулярном и атомном уровнях; в черчении – анимированные чертежи и разрезы; в биологии – клетки и поведение простейших…

И, в заключение, несколько слов о перспективах. Технология Flash давно вышла за рамки одной программы. Регулярное обновление версий делает Flash современным в любой момент времени. Её используют в массе инструментальных средств. Одним из таких средств стала программа «Macromedia Director», симбиоз Flash и PowerPoint с уклоном в сторону обучающих средств. Эта программа специально предназначена для разработки именно обучающих средств с использованием инструментария и возможностей Flash. Единственным препятствием на пути её освоения стоит достаточно высокая сложность и почти полное отсутствие литературы. Но уже сейчас можно сказать, что Macromedia Director займёт прочное положение среди средств разработки мультимедийных обучающих систем.

Copyright by Romashka

РФ ПГУ им. Т.Г.Шевченко

530 группа "Информатика с дополнительной специальностью "Английский язык"

Ельцова Наталья Сергеевна

E-mail: eltsova.nataly@mail.ru, r0masha@yandex.ru

2011 год

Бесплатный конструктор сайтовuCoz